Французская болезнь

Автор: Михаил Окунь

Год издания: Не указан





Рейтинг: (0)

Добавлено: 06.11.2016

При нашей извечной тяге к празднованию круглых дат мы в 1999 году вполне могли справить солидный юбилей – 500-летие появления сифилиса на Руси.

Оглавление

В 1499 году Великий князь Иван Васильевич среди прочих поручений, данных посланному в Литву боярскому сыну Мамонову, велит по пути осведомиться, не болен ли кто в Смоленске новой болезнью, которая сопровождается «страданиями кожи» и называется французской. Слухи оказались небеспочвенными, болезнь уже пришла – из Польши.

Давным-давно…

При императрице Елизавете Петровне в 1762 году в Петербурге было открыто первое российское лечебное и вместе с тем исправительное учреждение – «Калинкинский исправительный дом с госпиталем при нем». В дальнейшем он стал городской Калинкинской больницей.

При Екатерине Второй Сенат постановил: всех женщин, одержимых венерическими болезнями, по излечении ссылать на поселение в Нерчинск. Таким образом заболевание сифилисом было приравнено к преступлению. Что же касается «излечения», то говорить о нем в полной мере было несерьезно – сифилис лечили в то время втиранием ртутных мазей, что давало лишь некоторое облегчение.

В XIX веке

Когда в 1843 году произошла легализация проституции в России, был создан особый врачебно-полицейский комитет для выявления проституток и надзора за ними. Одной из функций комитета было освидетельствование женщин на предмет сифилиса. Однако, по некоторым данным на одного врача комитета в иной день приходилось до 300 проституток. Пропустить симптомы болезни при такой массовости было немудрено. Сифилис продолжал гулять по стране, и часто заражение происходило уже бытовым путем.

В своей книге «История проституции в России» (1871 г.) М. Кузнецов приводит следующий пример:

«Комиссия (имеется в виду комиссия по надзору за бродячими женщинами, учрежденная в 1847 году – М.О.) не раз встречала зараженных, но еще невинных молодых девушек (от 9 до 14 лет), которые получали болезнь или совершенно безвинно, живя с больными женщинами, или же позволяя себе непростительные, близкие к проституции шалости с мужчинами, бывшими в то время зараженными. Так, например, 11 апреля 1852 года вместе с бродячими женщинами была захвачена 13-летняя девочка Т. Б., которая оказалась зараженной, хотя была еще невинна».

Известно, что в некоторых деревнях все (!), от мала до велика, были заражены сифилисом (совсем малые, естественно, бытовым путем).

В ХХ веке

То, что болезнь продолжает распространяться, констатировал и Первый съезд по борьбе с сифилисом, состоявшийся в 1897 году. Несколько позже яркое описание будней уже упомянутой Калинкинской больницы и типажей ее пациенток дал в своей книге «Торгующая телом» (1910) врач-сифилидолог Б. И. Бентовин. Вот, например, «бланковая» Капитолина К. 28-ми лет. С 18 лет она больна сифилисом, и каждый год по нескольку раз попадает в больницу. Врач подсчитал, что за это время она провела в ней 4 года и 4 месяца.

После октября 1917 года многие врачи-венерологи с дореволюционным стажем, даже такие известные, как профессора С. Я. Кульнев и Ф. А. Вальтер, стали сотрудничать с новой властью. При комиссариате здравоохранения был создан венерологический совет. Реальной помощью проституирующим женщинам стала организация в Петрограде венерических диспансеров, бесплатное лечение в специальной больнице им. В. М. Тарновского. Была открыта школа-санаторий для детей-сифилитиков.

В наши дни

А как обстоят дела сегодня? На ряд вопросов ответил известный петербургский венеролог А. П. Гельгиссер, проработавший в этой области более тридцати лет. Первый вопрос – с историческим уклоном.


– Если сифилис завезли из Нового Света испанские конкистадоры, а Колумб открыл Америку в 1492 году, то получается, что болезнь шла по Европе победной поступью, уже в том же десятилетии объявившись в России?


– Испанцы – одна из версий. Милич в своей книге «Эволюция сифилиса», которая читается, как хороший детектив, говорит о египетских мумиях с обнаруженным у них третичным сифилитическим поражением костей. Так что болезнь эта очень древняя.


– Названия она носила разные. А откуда возникло современное?


– По имени пастуха Сифилуса из итальянской поэмы XVI века, которому в наказание за любвеобилие боги ниспослали болезнь, описанию которой поэма и посвящена.


– В советское время с последователями итальянского пастуха боролись весьма решительно – неукоснительно отслеживалась вся цепочка заражения, существовала жесткая статья УК, карающая за поставление в опасность заражения или преднамеренное заражение. А что теперь?


– Старая статья смягчена, но зато появилась новая, более суровая – по СПИДу. Темпы же роста распространения вензаболеваний сейчас соответствуют темпам времен Гражданской войны. Несколько лет назад в Госдуме прозвучала цифра – рост в 54 раза. Однако точной и честной цифры сейчас нет. Почему идет рост – тоже ясно: ширится охват сексуальными услугами.


– Чем же статистика в советское время была честнее?


– Цифры сейчас явно занижены, так как в широко развившейся частной сети лечения пациентов, естественно, не регистрируют. При этом пациент сплошь и рядом сталкивается с некачественным лечением, которое нередко осуществляется не специалистами-венерологами. Человек читает в объявлении: «Профессор, доктор медицинских наук» и т. л. Да, профессор, но специальность у него может быть совсем иная, и он закончил лишь краткие курсы по дермато-венерологии. Опыта практически нет. Кроме того, в лицензии на частную практику бывает обозначено только право на обследование, но не на лечение. Но кто требует и читает лицензии? Перед больным – врач, и пациент ему доверяет. Например, в Англии частная врачебная практика разрешена, но при этом врач должен состоять на государственной службе.


– Но если анонимность всё же необходима?


– Обращаться лучше в государственные диспансеры – при них сейчас созданы отделения анонимного лечения. Первое – уровень медпомощи гораздо выше. Второе – все же заводится карточка, в которой указываются пол, возраст, район проживания, диагноз. Таким образом, пациент учитывается как единица, пусть и безымянная. С ним проводится беседа, и если человек здравомыслящий, он все поймет, а дальше – дело его совести.

Кстати, интересен такой факт – чем интеллигентнее человек, тем позже он обращается к врачу. Психология такова: «Уж у меня-то этого быть не может». И в ход идет совершенно бесполезное самолечение – от зеленки до облепихового масла.


© 2009, Институт соитологии

1

Жанры